<< назад к списку
Аромат – сложный союзник вашего салонного и СПА бизнеса
Денис Кухта
Деньги не пахнут! Старое и проверенное заявление. Однако путь к деньгам сопровождается многими запахами. Есть хороший способ это проверить. Зайдите в салон красоты или СПА салон, которым вы руководите, и остановитесь, принюхиваясь.
На вас наплывут сложные букеты запахов из подгорелой гречневой каши и «доширака» из комнаты персонала, застоявшийся запах табака от верхней одежды сотрудников, терпкие и раздражающие духи администратора, сложная смесь дезинфицирующих веществ от тележки уборщицы и сладковатый запах ацетона довершит эту симфонию…
Ваш клиент чувствует то же самое!
Между тем запах, как и тысячелетия назад, остается одним из основных побудителей наших поступков и эмоций. Причем действует он в обход разума, вызывая сразу либо положительный, либо отрицательный настрой, накатывает вместе с неконтролируемыми ассоциациями и вызывает непредсказуемые реакции. Но есть и хорошая новость. Им можно управлять. Причем современная наука позволяет делать в этом отношении просто чудеса. Один из СПА отелей известной европейской гостиничной корпорации построен таким образом, что первый этаж представляет собой неразгороженное пространство, в котором есть ресепшн, холл, кафе, бизнес-зона, а разделяет на участки только запах!
Современные маркетологи взяли ароматы на вооружение, поскольку многие традиционные маркетинговые инструменты уже не так действенны, потребитель устал от бросающейся в глаза яркой рекламы, не слышит призывных голосовых сообщений, более того, он уже активно читает книги о том, как противостоять агрессивной рекламе и учится это делать.
Аромат же не воспринимается как навязчивый продавец, он действует как катализатор эмоций, посещающих потребителя в месте получения услуги и покупки товара. Конечно, он не исключает и других методов продвижения услуги и товара, но в руках у профессионала этот метод оказывается более действенным, особенно там, где эмоции играют решающую роль. Салонный и СПА бизнес как раз из этой категории.
Аромамаркетинг
Аромамаркетинг как бизнес-направление существует чуть более 20 лет, но это за границей, у нас в России этим бизнесом профессионально занимаются совсем немногие. Однако именно это направление позволяет достичь столь привлекательных целей, как:
- Создание приятной атмосферы в точках продажи.
- Повышение лояльности клиента и закрепление в его сознании памяти о вашем салоне, как о приятном месте.
- Активизация нестандартных методов рекламы продукции, которые действуют на эмоции потребителя.
- Создание на органолептическом уровне положительного образа услуги и товара
- Создание нестандартных сезонных и промо-акций.
- Привлечение клиента к месту продаж и удержание его в этом месте.
- Стимулирование импульсных покупок, которые, как известно , стимулируются положительными эмоциями.
Мы не все знакомы с теорией аромамаркетинга, но многие уже используют его на практике. Опыт размещения предприятий в больших торговых центрах подсказывает, что многие руководители салонов красоты охотно выбирают место по соседству с хорошим кафе, интуитивно понимая, что на запах кофе народ подтянется.
Сразу замечу, что аромамаркетингом в салоне красоты, спа-салоне и фитнес-клубе можно заниматься только в том случае, если у вас грамотно устроены система вентиляции. Иначе совместно с созданными ароматами по помещению будут гулять и все посторонние запахи.
Виды ароматического воздействия
Индустрия создания аромата в пространстве подразделяется на разные товарные категории. Если речь идет только о пространстве салона красоты, то задачи, которые вам предстоит поставить перед исполнителями, можно подразделить на несколько разновидностей:
Ароматизация пространства. Это самое простое решение - наполнение пространства определенным, выбранным вами ароматом.
Аромадизайн пространства. Создание симфонии ароматов в соответствии с основными целями предприятия, его концепцией, интерьером, и предлагаемыми потребителю услугами.
Аромадизайн обычно создается с учетом цветового решения пространства: голубые, зеленые тона ассоциируются с запахами прохладного утра, морского ветра, свежей зелени. Солнечные желтые и светло-оранжевые – с ароматами цитрусовых. Солидные коричневые, древесные с запахом кожи, сандала, элитного табака - очень хороши для мужских салонов красоты! Винные, медно-золотые, багровые тона сочетаются с восточными пряностями… И так далее. Но это вовсе не обязательный набор, многое зависит от общего стиля предприятия, ритма его деятельности, внешнего вида сотрудников, класса обслуживании. То есть, в любом случае, аромадизайн – это искусство ассоциаций.
Аромаклининг. Уничтожение неприятных, несоответствующих вашему предприятию запахов.
Целевая ароматизация – включает в себя создание ароматов, настраивающих на праздничный лад ( яблоко и апельсин плюс хвойный аромат… Все догадались о чем?) либо создающих настроение перед промо-акцией, к примеру, вы представляете клиентам новую косметологическую линию и перед промо-акцией создаете ароматы, ей соответсвующие.
Аромабрендинг. Наиболее сложная задача – создать запах, который ассоциировался бы всегда и повсюду с товаром или услугой именно вашего предприятия индустрии красоты и здоровья, он включает в себя аромалоготип – то есть аромат, который сопутствует услуге или продукту и может быть реализован через аромасувениры и ароматизацию пространства.
В красивом бизнесе наиболее распространены два варианта аромабрендинга – первый извлекает из ароматической композиции косметического средства наиболее приятные, тонкие, острые возбуждающие ноты и тем самым подчеркивает лучшее, что в товаре есть, обостряет его восприятие. Второй – создание аромата, который ассоциируется с определенным настроением или состоянием – негой, покоем, чистотой, стабильностью и потом сопровождает товар или услугу, связывая продукт именно с этим ощущением. Специалисты считают, что этот ход особенно актуален в торговле парфюмерией и средствами ухода, то есть эффективен в зоне ресепшн, где клиенты покупают. Здесь на помощь может прийти аромаполиграфия - технология «покрытия ароматом» рекламной продукции, согласно исследованиям в таком случае текстовая информация усваивается лучше. По статистике, аромамаркетинг позволяет увеличить время пребывания посетителей у прилавка на 16%, готовность покупать – на 15%, импульсивные покупки – на 6%.
Оборудование ароматизации салонов красоты и СПА
А теперь о приборах и специфическом салонном оборудовании, которые позволит вам создать на предприятии индустрии красоты свои персональные аромасимфонии.
Они отличаются по функциям, способу действия и объему обрабатываемого пространства.
По функциям мы можем выделить:
Нейтрализатор - устраняет неприятные запахи. Существуют распылители для покрытия неприятных запахов и легкой ароматизации и приборы, действующие по принципу абсорбции (поглощения) вещества из воздуха.
Ароматизатор – прибор, создающий и распространяющий определенный аромат.
Приборы для аромадизайна называют порой аромамашинами. Они подразделяются по способу действия:
- Аэрозольное распыление;
- Испарение ароматического геля;
- Испарение ароматической жидкости;
- Горячее испарение ароматического состава.
При работе эти машины не должны допускать никакого разбрызгивания веществ, не должны нагревать воздух, желательно, чтобы у них был приятный дизайн. Главное же качество любого прибора – это гарантировать способность одновременного звучания ароматических нот, чтобы на клиента не наплавали по очереди трудно идентифицируемые ароматы.
Все модели аромамашин должны проходить испытание на территории Российской Федерации в соответствие с ГОСТ и СНиП, действующих на территории Российской Федерации, и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение и сертификат соответствия. Мы уже писали не раз ою основных принципах выбора поставщика и о том как выбрать оборудование для салона красоты. Так что повторяться не будем.
Ароматизация различных предприятий индустрии красоты и здоровья
Санитарно-эпидемиологическое заключение необходимо и для ароматических смесей.
При выборе прибора важно также оценить его мощность, которая выражается в кубических метрах. Вам необходимо только просчитать кубатуру своего салона (умножить его площадь на высоту) и сравнить с мощностью аромамашины.
Для предприятий индустрии красоты и здоровья специалистами создаются ароматические смеси, которые позволяют управлять настроением посетителей:
- Косметологическая клиника. Некоторые косметологические процедуры связаны с физической болью, поэтому рекомендуется использование расслабляющих и гармонизирующих препаратов, который снизят страх ожидания и усилят доверие и ощущение комфорта.
- Фитнес-клуб. Активная физическая деятельность создаёт очень специфическую атмосферу. Здесь важно сочетать абсорбцию неприятных запахов с покрытием пространства бодрыми, свежими и ненавязчивыми ароматами в залах активной нагрузки и гармонизирующими, успокаивающими в залах, где занимаются стретчингом, йогой…
- СПА салон - место, где люди ищут удовольствия, спокойствия и надежности, здесь очень гармонично будут звучать запахи неги, роскоши, стабильности.
Некоторые компании предлагают услуги кастомизации, то есть не только создания аромата, но и создание аромамашин, которые вписываются в интерьер конкретного салона, повторяют корпоративные цвета и линии.
Типичные ошибки применения ароматов в салонном бизнесе
При том, что аромамаркетинг в нашей стране только начинает развиваться, эта отрасль уже обросла мифами и накоплен определенный опыт ошибок при его использовании.
Первая и самая главная ошибка - использование аромамашин в помещениях, где не соблюдены главные требования к вентиляции, но об этом мы уже писали выше.
Вторая ошибка – восприятие запаха как прямого побудителя к действию. Нельзя «включить» ноту иланг-иланга и тут же заставить безвольного клиента купить программу на полгода. Также нельзя создать аромат, который на 100 процентов увеличит прибыль предприятия. Мы имеем дело с тонкими материями, летучими в прямом и переносном смысле слова, которые в процентах не подсчитываются. Это настроение, благорасположение, ассоциации, благость узнавания и так далее… Аромамаркетинг не нужен там, где к клиенту относятся как к бессловесной единице, как к среднему чеку. Скорее, это эффективный инструмент для салонов, в которых само слово «атмосфера» включает в себя все составляющие – от поведения персонала, качества услуги, до тембра телефонного звонка и уровня освещенности. Вот тут аромадизайн будет как нельзя кстати и оправдает надежды владельца.
И конечно, очень важно понимать, что состав смесей должен создавать специалист, так же так организовывать силу, очередность ароматических нот, насыщенность и соразмерность.
Эксперименты с сандаловыми палочками и ароматическими свечами, купленными в сомнительной лавочке, обычно кончаются ничем.
Резюме
В заключение хочу отметить, что сама тема этой статьи, на первый взгляд, большинству владельцев салонного бизнеса может показаться несвоевременной. О каком аромадизайне, считают некоторые, сейчас можно говорить, когда на дворе все еще последствия кризиса и люди экономят каждую копейку. Но именно в тяжелые времена люди более чувствительны к неосязаемым, подспудным своим ощущениям, когда, без всяких видимых причин, вдруг на душе становится тепло и спокойно, мир кажется ярким и ароматным, а жизнь - соблазнительной.
16.06.2010
Новые статьи раздела:
|